понедельник, 16 мая 2016 г.

Координационный совет российских соотечественников в Швейцарии: оценка проблемы и поиск решения



Общение на портале Михаила Ходорковского «Открытая Россия», в разных его вариантах, стало освещать недостающую часть картины. 

Одновременно с этим конфликт внутри Координационного совета, вышедший за рамки КС, и переросший в резонансный скандал с участием государственных структур, заставил все стороны конфликта переосмыслить ситуацию и понять, что мыслить и действовать, как прежде, не получится, и всем придется корректировать свой курс.


Выскажу свое мнение о причинах конфликта, механизме его развития и путях устранения проблемы, как я их вижу. 



Объективные причины конфликта. 

1.     Структура политических предпочтений.

Если в России «либералы» составляют меньшинство, а «патриоты» - большинство, то в швейцарской диаспоре (да и вообще в эмигрантской среде) – наоборот. Это очень важный, я бы сказал, ключевой для понимания ситуации момент. 


2. Привычка уклоняться от демонстрации политических предпочтений.

Жизнь в другой стране, где эмигрант не вписан в полной мере в систему социальных связей, и присутствует одновременно в местном информационном поле и в информационном поле страны исхода, приучает к умению свои политические предпочтения прятать.

Это касается, прежде всего, людей, которые занимаются малым бизнесом, т.к. малый бизнес очень уязвим к вниманию властей, а властям, для которых русские, украинцы или узбеки одинаково безразличны, как правило, проще навести порядок, не вникая, кто прав, а кто виноват. 
Поэтому политический скандал может негативно сказаться на малом бизнесе почти всегда. 

Тем же, у кого в порядке документы на пребывание в стране, а работа наемная, свои политические предпочтения демонстрировать проще.

Есть у бизнеса и еще один аспект: аудитория ему нужна максимально широкая, а в условиях, когда диаспора невелика, явные предпочтения любой из сторон могут вылиться в бойкот другой стороной. Нейтралитет, в особенности, когда товар или услуга сами по себе с политикой не связаны, является для бизнеса фактором выживания на ограниченном рынке.

Отдельная категория - немногочисленная группа людей, которые имеют высокий социальный статус. Скорее всего, такой статус достигается эмигранткой через связи, первоначально полученные через контакты мужа. 

Такие люди могут формировать достаточно успешные благотворительные фонды, пользующиеся благоволением местных властей.

Однако и эта группа довольно уязвима, если скандал об их некорректных действиях (например, о поддержке незаконных вооруженных формирований, да еще и связанных так или иначе с сирийскими группировками) выплескивается в среду местного истеблишмента.

Местные политические партии вполне могут использовать в борьбе с оппонентами шалости с поставками амуниции незаконным вооруженным формированиям какой-нибудь красавицей, близко дружащей с приличными людьми из местных. 

Красавица-подружка (или жена) – это замечательно, но, ровно до тех пор, пока от нее исходит только позитив. А вот, когда за ней маячат небритые мужики с автоматами, она выглядит уже не так привлекательно для политика в стране пребывания. 

И, наконец, отдельную категорию составляют представители СМИ.
Здесь многое зависит от личности журналиста. Если журналист занимает ярко выраженную политическую позицию – он, безусловно, удобен для своих сторонников, т.к. может выражать вслух то что они предпочитают держат в себе. 
Но если такой журналист получает власть – он становится катализатором возмущения тех, кто занимает противоположные позиции. 

Журналист, в силу своих психологических особенностей, как правило, активен. А наличие медийного ресурса дает ему в руки мощный «усилитель сигнала». 
Такой журналист должен быть либо уравновешен в руководстве диаспоральных объединений человеком «с противоположным знаком», либо выведен из руководства, иначе конфликт становится неизбежным. 


3. Школы.

Координационный совет соотечественников был задуман Россией для поддержки соотечественников по различным направлениям их деятельности.

На первый план закономерно вышел культурный компонент. А в нем на первых ролях находится язык. МИД РФ через Посольства и Координационные советы соотечественников влил бюджетные средства в поддержку культуры. И школы оказались главными выгодоприобретателями.

До 2014 года, когда не было противостояния по линиям Россия-Запад и Россия-Украина, особых проблем не возникало. Но после 2014 года произошла резкая поляризация.
Школы, будучи классическими малыми бизнесами, попытались «спрятаться» в аполитичность.

4. Ловушка аполитичности.

Невозможно жить в обществе и быть от него свободным, как невозможно выйти на улицу в минус тридцать и пытаться не замечать холода. Объективная реальность всегда оказывает воздействие на человека. Неадекватность поведения внешним обстоятельствам – она неадекватность и есть. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Естественно, что в ситуации, когда соотечественники разделились по идеологическому признаку, по отношению к событиям вокруг Украины и внутри нее, попытка руководства Координационного совета сохранять аполитичность любой ценой, перестала соответствовать реалиям.

Однако от продолжения линии аполитичности руководство КС не отказалось. Результат был точно такой же, как у ребенка, который, зажмурившись, полагает, что он спрятался.

Это стало очевидно, когда лозунг, типа «Мы даже не будем вникать какой там правый сектор, какой левый, и чем они отличаются» был в точности воплощен в жизнь.

Так рядом с российским посольством, вероятно, и оказался «Украинский Осередок Базеля». Осередок к тому моменту успел наладить поставки тепловизоров и обмундирования в Правый сектор, а Правый сектор успел стать в России террористической и экстремистской организацией.

Можно поддерживать Михаила Ходорковского или наоборот - Николая Старикова, это свобода мнений.
Но поддержка Правого сектора – это уже не свобода мнений, а террористическая и экстремистская деятельность. По закону.

И разразился скандал. Потому что не могут российские государственные структуры проводить мероприятий со спонсорами террористов, поставляющих своим подшефным тепловизоры. Не могут – от слова «совсем». 


5. Политический перекос в Координационном совете.

Обстоятельства, указанные мною в пункте 1 данного текста, вместе со стремлением «не замечать политику», привели к тому, что граждане, занимающие активно пророссийскую позицию, оказались за бортом руководства Координационного совета, тогда как их идеологические оппоненты – внутри руководства КС.

Пребывание «либералов» внутри руководства КС персонифицировано в Швейцарии Мариной Охримовской. А, с недавних пор, ситуация усугубилась еще тем, что Марина Охримовская, зная, что «Осередок» активно поддерживает Правый сектор и получает от него благодарности, вступила в группу «Украинский Осередок Базеля» и проявляет там активность.

Если бы в руководстве КС были только «нейтральные» и «аполитичные» - т.е., те, кто не участвует в политике, либо держит свое мнение исключительно при себе – скорее всего, конфликта бы просто не возникло.
«Либералы» бы ругали Путина и любили Ходорковского «патриоты» бы любили Путина и ругали Ходорковского, но это бы никак не сказывалось на отношениях внутри Координационного совета (естественно, если туда не тащить людей из «Осередка»).

Если бы в руководстве КС были и «либералы», и «патриоты», при численном перевесе «нейтральных» - то «либералы» бы с «патриотами» уравновешивали друг друга, а в выигрыше бы оказались нейтральные школы.

6. Политическая неопытность Председателя КС – основная проблема сегодня.

Оппозиция должна быть. Ее нельзя загонять в подполье и лишать голоса, т.к. в таком случае ей придется искать другие формы самозащиты.

Путин давно понял это – потому оппозиция в России и есть. Если оппозиционеры не бросают камни в полицию, не призывают к насильственному свержению власти и не поддерживают террористов и экстремистов – они даже пользуются дополнительной защитой государства (иначе их могут смести численно превосходящие «патриоты»).
Именно эта дополнительная защита государства приводит к тому, что среди оппозиционеров в России много проходимцев и жуликов – им там безопаснее прятаться от полиции.

А председатель координационного совета Фельманн, насколько я вижу, пренебрегла правилом баланса интересов и оставила «патриотов» - т.е. активно пророссийских граждан – за бортом руководства Координационным советом.

Помогли ей в этом манипуляции с численным составом Координационного совета, с наличием там частных лиц (что противоречит Закону, на основании которого создан КС), и значительный процент «либералов» в диаспоре.

Победа над «патриотами» произошла.

Естественно, «патриоты», подвергнутые дискриминации, да еще наблюдая, как «Украинский Осередок Базеля», получающий от террористической и экстремистской организации грамоты, приближен усилиями Координационного совета к российским властным структурам, возмутились.
И закономерно нашли опору в России, где в общественном мнении сильны позиции совсем не либеральные.

А теперь – когда секретарь Координационного совета находится в рядах «Осередка», не исключено, что история может плавно перерасти из морально-этической и в уголовно-правовую.

Но, даже если она останется морально-этической, ничего хорошего это Координационному совету в его нынешнем виде не сулит. Претензии к бездействию Посольства, на мой взгляд, в такой ситуации объективно будут нарастать.
 


Что делать? 

Выскажу свое личное мнение.

Проблема с Координационным советом в Швейцарии изначально имела четыре компонента:

А). Человеку, который находится в составе «Осередка», решили отправить деньги из российского бюджета, при этом была вероятность, что «Осередок» может еще и обогатиться на празднике «День славянской письменности».

Б). «Осередок», спонсирующий террористов «Правого сектора», реально могполучить легитимизацию через участие в совместном мероприятии с российским посольством.

В). Устав координационного совета перестал соответствовать российскому законодательству о координационных советах.

Г) «Патриоты» оказались отстранены от управления Координационным советом, заблокированы в дискуссионной группе Координационного совета (которую читает Посольство), да еще и подверглись гонениям – их потащили в полицию по заявлению «либерала».
Сейчас есть и еще один компонент: член руководящего органа Координационного света состоит в группе, поставляющей Правому сектору тепловизоры и обмундирование, и получающей от Правого сектора благодарности.
Первые два компонента требовали немедленного реагирования.

На данный момент по ним ситуация разрешена - совместными усилиями «либералов», «патриотов» и Посольства.

Три остальных компонента на данный момент имеют место.

Полагаю, что решением был бы следующий комплекс мероприятий:

1. Устав КС должен быть приведен в соответствие с российскими правилами (естественно, не нарушая при этом швейцарских законов – как того и требует российское законодательство в том числе).

Насколько мне известно. «патриоты» подготовили такой Устав, причем он уже «обкатан» в одном из европейских Координационных советов. Но мне неизвестно, чтобы руководство КС этим фактом заинтересовалось.

2. Членам Координационного совета надо выбрать между КС и «Осередком» и остаться либо там, либо там.

Если члены Координационного совета будут состоять в группе спонсоров террористической организации – думаю, вопросом будет заниматься Генпрокуратура и ФСБ. И вопросы эти будут адресованы, в первую очередь, к чиновникам МИД, в связи с их бездействием.

К примеру, Дмитрий Ярош говорит по-русски. Но это не значит, что он может состоять в Координационном совете – т.к. его действия нарушают законодательство РФ, а КС – это структура, обеспечивающая официально связь соотечественников с российскими государственными органами, а не кружок любителей словесности.
У государства нет и не может быть официальных связей с преступными элементами.

3. «Патриоты» должны быть представлены на равных в руководящих органах КС. Или оттуда должны быть убраны «либералы».

В любом случае, идеологический перекос надо устранять, иначе это ущемляет права и законные интересы соотечественников, тогда как КС наоборот призван их защищать.

На мой взгляд, правильнее уравновесить либералов и патриотов, при большинстве «политически нейтральных».
Лично я бы попросту увеличил Правление КС до четырех человек, ввел людей из числа «патриотов», и дал в случае, когда при голосовании голоса разделились поровну, решающий голос председателю.

Это позволило бы, не раздувая органы управления, соблюсти баланс интересов и исключить ситуацию, когда спонсоры террористов, по сути, легитимизируются Посольством из-за того, что их не заметили.

А запрет политических заявлений на дискуссионной площадке, как и взаимные оскорбления решал бы регламентом внутри КС.

И ввел бы запрет членам КС бодаться друг с другом по политическим мотивам. Хочешь пинать «патриотов» или «либералов» - выйди из КС и пинай. Хочешь быть в КС – митингуй за своих и не трогай остальных, если они не поддерживают запрещенные в России группировки.

Считаю, что это бы решило проблему по существу. Это важно, т.к. вряд ли в обозримом будущем прекратится изменение послевоенного мироустройства – а значит, государства будут продолжать поддерживать градус «накрученности» в сфере идеологии. На это надо реагировать адекватно.